Главная | Инфоцентр | Новости

Управление базами данных: нужны системные решения

18 сентября 2008 г.

Сегодня все больше организаций планируют управлять своими электронными базами данных с помощью мощных серверных СУБД. Однако продукты эти не столь просты в освоении и эксплуатации, как их настольные собратья, а специалистов, способных наладить стабильную работу с ними катастрофически не хватает. Поэтому неудивительно, что некоторые руководители предприятий просто не знают, как подступиться к решению этой проблемы. Но опытные IT-специалисты уверены, что оптимальное решение можно найти всегда. Главное, чтобы переход на работу с СУБД был системным и продуманным. На эту тему мы побеседовали с руководителями компании «Компит-Технолоджис», которая является сертифицированным мастер-партнером корпорации «Oracle» в Республике Беларусь.

Виктор Марианович Матусевич, Генеральный директор компании «Компит-Технолоджис».

Серверные СУБД сегодня очень востребованы, мы это ощущаем и по количеству продаж, и по числу обращений к нам за технической поддержкой и обучением. Для организаций, где существует многопользовательская работа с крупными массивами данных, это поистине незаменимый рабочий инструмент. Но, как и всякое средство производства, СУБД требуют профессионального и взвешенного подхода к их внедрению и эксплуатации. А вот этого-то предприятиям зачастую и не хватает.

Главная проблема, с которой сталкиваются организации при переходе на работу с серверными СУБД — это ошибки при проектировании структур базы данных. Поэтому, когда мы слышим рассуждения о том, что СУБД Oracle при одновременной работе с большими объемами данных может повести себя непредсказуемо, то в первую очередь спрашиваем: уверены ли вы в том, что у вас оптимальная структура БД? И, как правило, утвердительного ответа на этот вопрос не получаем. А между тем примерно 95% проблем возникает из-за некорректно спроектированной структуры БД. Причем, я хочу подчеркнуть, что для проектирования БД одного лишь специалиста по СУБД будет недостаточно.

Исключительно важна роль постановщика задач, человека, который хорошо знает предметную область. Ведь в каждой области деятельности имеется своя специфика работы, и даже в работе организаций одной сферы существуют свои особенности. Случается, что постановщик и опытный специалист по СУБД выступают в одном лице, но это бывает крайне редко, и найти такого сотрудника — настоящая удача. Постановщик задач должен направлять и координировать работу разработчиков, иначе при создании структуры БД ошибок не избежать. Например, в нашей практике был случай, когда при проектировании базы данных из-за отсутствия координированности разработчиков на одной из ключевых таблиц, данные которой постоянно обновлялись, использовалось 13-14 индексов. Как правило, индексы используются для ускорения работы, но в этом случае их было неоправданно много, и в результате получение регламентных отчетов параллельно с загрузкой данных длилось более 10 часов, что являлось неприемлемым.

Для сравнения, после нашего вмешательства и оптимизации количества индексов, время, необходимое для получения отчетов, сократилось более, чем в 4 раза. Кстати, вся последовательность рекомендуемых действий по проектированию БД подробно изложена в документации к СУБД. Но, к сожалению, не все специалисты считают нужным ее изучать. И совершенно напрасно.

Теперь коснемся вопросов безопасности. Если установка и наладка СУБД, в том числе проектирование структуры БД — дело разработчиков, то есть постановщика и программистов, то такие вопросы, как надежность и безопасность, находятся по большей части в ведении администратора СУБД. Ведь хороший администратор — это не просто тот, кто быстро управляет объектами, раздает права и назначает роли, создает и модифицирует таблицы и индексы.

Опытный администратор в первую очередь заботится о том, чтобы система в самый ответственный момент не дала сбой, и данные не были утеряны. Для этого необходимо разработать планы и инструкции, где должно быть указано, каким образом выходить из той или иной ситуации, в случае того или иного нарушения или в моменты катастрофических сбоев. А таких нештатных ситуаций существует множество: это и потеря данных, и несанкционированный доступ, и несвоевременная установка обновлений, и многое другое.

Относительно обновления могу привести такой пример. Организация долгое время откладывала установку очередной «заплатки», объясняя это тем, что система и без того работает достаточно хорошо. Резервные копии они делали редко, на что также имелись свои причины. Но однажды у них в результате физического сбоя был разрушен основной файл данных, и очень многое было утеряно безвозвратно. А вот примени они обновление своевременно, данные из поврежденного файла можно было бы восстановить на 95%. Но, к сожалению, на предприятии не существовало графика проведения обновлений и резервного копирования, отсутствовал четкий регламент проведения такого рода работ. Да и в целом ни у кого из администраторов БД не было ясного представления о том, что они должны делать в той или иной ситуации. Кстати, наличие пошаговой инструкции к действию может прийтись весьма кстати, если что-то случилось, а администратора нет на рабочем месте.

Следующий важный вопрос — обеспечение бесперебойной работы. Есть системы, которые должны функционировать круглые сутки, и обращения к БД происходят постоянно. В этом случае даже кратковременный сбой в работе информационной системы может весьма болезненно отозваться на деятельности организации, а заодно и на жизни ее клиентов.

Ярким примером могут служить операторы сотовой связи. А для иных организаций остановка работы СУБД на несколько часов, или даже дней не является большой проблемой. Естественно, подходы к обеспечению работы СУБД у этих двух категорий предприятий будут разными. В первом случае необходимо создание мощной дублирующей кластерной системы, тогда как во втором вполне можно обойтись одним дополнительным сервером, который может временно замещать основной на случай поломки основного сервера БД или апробации нового ПО. Разумеется, цена вопроса в обоих случаях будет существенно разниться. Поэтому выбор средств для обеспечения бесперебойной работы СУБД всецело зависит от того, какие издержки для организации влечет за собой неустойчивая работа системы. Упомяну еще один важный момент, о котором, к сожалению, многие забывают — это регулярное резервное копирование. Здесь все зависит от того, насколько допустим разрыв в доступности данных. Если он в принципе допустим, то можно ограничиться копиями дисков. Например, можно делать полный снимок всех дисков и, в случае выхода системы из строя, поставить копии и приступать к работе по состоянию на тот момент, когда они были сделаны.

Можно делать полный экспорт БД, если предполагается, что у специалистов будет время на ее последующую загрузку и подготовку к работе. Если же перебои в работе совершенно недопустимы, то целесообразнее использовать так называемую систему standby, при которой помимо основного сервера эксплуатируется дополнительный, фиксирующий все изменения. Но самым надежным вариантом обеспечения безопасности, конечно, является кластер, когда с одной БД работают несколько серверов. Кстати, у Oracle такой подход позволяет в последующем без существенных усилий изменять количество узлов кластера — масштабировать базу данных. Естественно, здесь мы рассмотрели лишь малую толику проблем, встречающихся на пути внедрения СУБД и в процессе работы с этими программными средствами.

Более полную информацию можно получить на наших авторизованных учебных курсах. 
Об этом расскажет моя коллега.

 

 Наталия Едка, Заместитель Генерального директора.

Компания «Компит-Технолоджис» оказывает услуги по тестированию, настройке и оптимизации корпоративных решений на основе технологий Oracle на территории Республики Беларусь уже более 15 лет. И в принципе, мы можем сказать, что продукты Oracle пришли на белорусский рынок вместе с нашей компанией. Естественно, я говорю о легальных, лицензионных продуктах.

Дело в том, что корпорация «Oracle» поставляет не просто программный продукт, а лицензию на его использование, куда включена и годичная техническая поддержка. Если заказчик продляет договор на поддержку еще на какое-то количество лет, то он автоматически получает право использовать любую версию СУБД Oracle, выходившую в период оплаченной технической поддержки.

В Республике Беларусь именно компания «Компит-Технолоджис» обеспечивает техническую поддержку ПО Oracle первой линии. 
Поддержка второй линии осуществляется непосредственно в корпорации Oracle. Например, если специалисты нашего центра технической поддержки вместе с клиентом решают, что те или иные затруднения возникли в связи с несовершенством ПО Oracle, то пользователь обращается уже непосредственно к компании-разработчику. Но такие случаи происходят крайне редко, и в основном мы справляемся своими силами. А с этого года наша компания предоставляет заказчикам расширенную техническую поддержку, которая включает работы по восстановлению, переносу и оптимизации приложений любой степени сложности, выполненных с использованием программных продуктов Oracle.

К сожалению, пока еще далеко не все руководители предприятий понимают, насколько техническая поддержка важна для надежной и бесперебойной работы информационной системы. Да и опытных IT-специалистов в этой области найти нелегко. Профильные вузы их не готовят, в то время как потребность в таких сотрудниках у организаций с каждым годом возрастает. А ведь для того чтобы работать с СУБД, будь то установка и настройка или администрирование, просто быть хорошим программистом совершенно недостаточно.

Продукты Oracle довольно сложные и требует специфических знаний, умений и навыков. Поэтому было принято решение об открытии на базе нашей компании авторизованного учебного центра по работе с программными продуктами Oracle. Обучение предназначено для руководителей проектов, системных аналитиков, разработчиков ПО, администраторов и менеджеров современных информационных систем. Учебные курсы разработаны непосредственно специалистами корпорации Oracle, и качество обучения одинаково по всему миру. Это достигается путем специализированного обучения и сертификации преподавателей.

К слову, все преподаватели нашего обучающего центра прошли такое обучение, сдали все необходимые экзамены, то есть они получили авторизацию в корпорации Oracle и имеют квалификацию Oracle Certified Professional. К тому же все наши преподаватели — опытные специалисты-практики. Собственно, они же осуществляют и техническую поддержку.

Наш центр обучения предоставляет целый ряд специализированных услуг, включая составление программ из готовых курсов по различным специализациям и составление заказанных курсов обучения по заявленной тематике. Занятия проходят в специально оборудованных учебных классах группами от 8 до 15 человек. По желанию заказчика обучение может проводиться также и на его территории. Полный цикл обучения для администраторов базы данных, включая начальный курс, рассчитан на 20 дней. Первые 10 дней слушатели изучают вводные курсы: SQL, PL/SQL, а остальное время посвящено вопросам администрирования СУБД.

Курс по администрированию, в свою очередь, состоит из двух частей. Первая касается языка программирования и способов его применения, а вторая направлена непосредственно на изучение процесса администрирования СУБД.

Мы рекомендуем администраторам СУБД изучать оба курса, поскольку они обязательно должны знать язык программирования, на котором им предстоит общаться с системой, а также понимать, что такое триггеры, объекты и т.д.

Помимо этого мы предлагаем два специфических курса: один — по настройке производительности, где слушатели обучаются писать оптимальные запросы, а второй — по тюнингу баз данных, на котором специалисты учатся настраивать БД, то есть, оперируя теми или иными инициализационными параметрами добиваться оптимальных для данной конфигурации результатов.
Имеется у нас также отдельный учебный курс по проектированию структуры БД.

Слушатели курсов по окончании обучения получают свидетельства (сертификаты) международного образца, а также им выдается учебные пособия по данному курсу. 
Хочу отметить, что все это можно получить только на авторизованных учебных курсах Oracle, и нигде более. Конечно, сразу по окончании курсов слушатель вряд ли станет блестящим специалистом по работе с СУБД. Практический опыт, опыт собственных ошибок и личных наработок тоже очень важен. Но, исходя из нашей практики, мы можем смело утверждать, что если человек прошел качественное обучение и имеет хорошую подготовку, то и решения он, как правило, находит грамотные. А опыт, как известно, дело наживное. Тем более что в случае возникновения проблем, клиент всегда может обратиться к нам за советом и помощью.

Кроме того, мы открыли демо-центр, для которого было закуплено и устанавлено необходимое оборудование. Демо-центр открыт и пользователи могут проводить тестирование своего программного решения, чтобы решить, насколько оно соответствует их требованиям. Это очень важно, поскольку перед покупкой ПО и оборудования заказчик сможет убедиться, что они будут эффективны и средства на их приобретение будут потрачены не зря.

А в заключение скажу, что компания «Компит-Технолоджис» никогда не оставляет своих клиентов с нерешенными проблемами. Так что, приглашаем всех пользователей лицензионных программных продуктов Oracle к нам за консультациями, технической поддержкой и обучением.

Вместе мы сможем решить любые задачи.

 

Журнал "Автоматизированные технологии изысканий и проектирования"   
№3{30} июль 2008 г.

 

вернуться к списку новостей

© Compit Group

ГлавнаяО компанииИнфоцентрПартнерамДистрибуцияОбучениеТехцентрКонсалтинг

220004, Республика Беларусь, г. Минск
пр. Победителей, 23/1, офис 322
Тел.: +375 17 256-08-70
Факс: +375 17 204-86-60
E-mail: oracle@compit.by